Физическое развитие
10 месяцев — это возраст активной двигательной активности. Энергозатраты детей значительно увеличиваются. Это влечет меньший набор веса, нежели раньше. Некоторые могут даже немного сбросить. Главное, при этом, чтобы не была нарушена норма. На каждом плановом осмотре врачи-педиатры сравнивают показатели прибавки роста и веса с данными специальных таблиц для мальчиков и для девочек. Если все в норме, то поводов для беспокойства нет. Если данные имеют отклонения, врачом могут быть назначены дополнительные исследования.
Двигательная активность
В 10 месяцев дети должны уметь:
Сидеть. К этому времени дети уже умеют самостоятельно сидеть. Учитывая, что каждый организм развивается индивидуально, то не критично, если ребенок сидит еще с небольшой поддержкой взрослых. Однако тревожным звоночком является нежелание сидеть. Если малыш даже с поддержкой заваливается на бок и даже несколько секунд не может удержать равновесие без помощи взрослого, то это является достаточно тревожным показателем. В этом случае необходимо обратиться к врачу. В возрасте 10 месяцев дети могут не только сидеть, но и садиться из разных положений. Некоторые в этом деле обходятся уже без помощи взрослых.
Ползать. Если раньше дети только учились ползать, то теперь они готовы демонстрировать это умение. Движения становятся все более отточенными и быстрыми. Учитывая это, родителям лучше нейтрализовать все опасности, которые могут встретиться на пути. Однако не все дети в этом возрасте активно ползают. Некоторые делают это малоактивно, а другие и вовсе пропускают ползунковую стадию. Родителей должен насторожить тот факт, если лежа на животе, малыш даже не старается предпринимать каких-либо телодвижений.
Физическое развитие
Вставать. Как правило, любознательные детки в этом возрасте уже могут вставать с помощью опоры. Наиболее часто они используют в качестве таковой решетки детских кроваток и диваны. Также дети могут некоторое время самостоятельно удерживать равновесие без опоры и помощи родителей. Родители могут помогать ребенку встать, однако, это не следует делать, если чадо не предпринимает самостоятельных попыток. Дети начинают вставать тогда, когда их позвоночник достаточно окреп и они чувствуют в себе силы. Поэтому, если малыш еще физически не готов перейти к положению стоя, родители своими действиями рискуют нанести вред здоровью. Некоторые дети, стоя у опоры, уже предпринимают попытки залезть на нее, закидывая одну ножку. Если их немножко подтолкнуть, то все получится.
Ходить. Если детей поддерживать подмышками, то они уже вполне смогут переступать ножками. Вы можете помочь своему малышу начать ходить, выполняя с ним специальные упражнения. Видео различных методик обучения детей ходьбе в большом количестве находятся в свободном доступе в интернете. Однако не все проявляют интерес ходьбе. Некоторые предпочитают ползать. Как отмечает доктор Комаровский, начало фазы хождения вовсе не отражает умственное развитие. Если дети предпочитают долго ползать, и немножко запаздывают с началом хождения, это вовсе не означает, что они менее смышлены. Тревожным звоночком для родителей должен стать тот факт того, что ваше чадо не ходит и не ползает одновременно. В этом случае необходимо обратиться к специалистам.
Развитие мелкой моторики. Дети должны уметь обращаться с игрушками, имеющими маленькие детали. В этом возрасте они могут проводить практически все манипуляции с предметами: брать, отдавать, бросать, перекладывать из руки в руку. Также мозг уже способен улавливать причинно-следственные связи взаимодействия вщей. Так малыш знает, что для приведения одной игрушки в движение можно подтолкнуть ее другой.
Психоэмоциональное развитие
Отвечая на вопрос о том, что должен уметь ребенок в 10 месяцев, не стоит оставлять без внимание психоэмоциональное развитие малыша. Пока еще не нужно задаваться вопросом как научить ребенка читать по английски или еще что-то сверх естественное для этого возраста. В этом возрасте он уже умеет:
Понимать интонации. Даже если ваше чадо еще не понимает смысл обращенных к нему слов, малыш может улавливать интонации и давать на них определенный ответ. Если к ребенку обращаются мягко и ласково, то он улыбается, протянуть ручку. В ответ на агрессивную интонацию может последовать плач.
Реагирует на свое имя. В этом возрасте малыш начинает себя самоидентифицировать. Услышав свое имя, дети начинают крутить головой по сторонам и искать источник звука. Они могут начать откликаться на обращение, издавая определенные звуки или проделывая какие-либо движения.
Подражание. Дети могут активно подражать мимике взрослых. Как правило, малыш запоминает те жесты, которые родители используют достаточно часто. Это можно использовать для привития ребенку социально значимых навыков. Так его можно научить самостоятельно умываться или расчесываться. Однако стоит помнить, что малыш еще не осознает общих закономерностей, а исключительно полностью копирует движения взрослых, поэтому если вы покажете ему как катить за веревочку машинку, он будет катать только ее и не сможет это сделать с другой игрушкой. Как правило, девочки более склонны к подражанию, чем мальчики. Они копируют практически все увиденное. Мальчиков же больше занимает изучение предметов.
Речевая активность. Первые свои звуки и слоги дети начинают произносить достаточно рано. Что должен уметь ребенок в 6 месяцев, с этого возраста возможно даже непроизвольное произношение слов, состоящих из подобных слогов. Однако в 10 месяцев дети начинают осознавать, что каждое слово означает определенный предмет. Речь приобретает осознанный характер.